МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МО "Хасавюртовский район" МКОУ "Карланюртовская СОШ имени А.Д. Шихалиева" РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Руководитель ШМО Меджидова Б.К. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Мичигишева З.А. УТВЕРЖДЕНО Директор Протокол № Приказ № от " " 2022 г. Моллатаева Б.М.. от " " 2022 г. Протокол № от " " 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2000670) учебного предмета «Литература» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Ибрагимова Эминахан Минатуллаевна учитель русского языка и литературы с.Карланюрт 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Мифология Мифы народов России и мира. Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). Литература первой половины XIX века И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Литература XX—XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору). Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела». Зарубежная литература Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; — выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; — эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации; 2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения: — определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; — понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма; — сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей; — сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся); 4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся); 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся); 8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы; 9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития; 10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков; 11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся); 12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Мифология 1.1. Мифы народов России и мира 3 0 0 01.09.2022 07.09.2022 Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями; Устный опрос; РЭШ, Skysmart 1.2. Внеклассное чтение 1 0 0 08.09.2022 Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов. Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки. Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям. Участвовать в разработке учебных проектов. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги. Писать сочинение о любимом эпическом герое. Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://educont.ru/ Итого по разделу 4 Раздел 2. Фольклор 2.1. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки 2 0 0 9.09.2022 14.09.2022 Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; Устный опрос; https://educont.ru/ 2.2. Развитие речи 1 0 1 16.09.2022 Осознание нравоучительного и философского характера произведений УНТ. Составления связного высказывания по пословице. Практическая работа; https://educont.ru/ 2.3. Сказки народов России и народов мира 5 1 0 21.09.2022 29.09.2022 Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; Письменный контроль; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ 2.4. Внеклассное чтение 1 0 0 30.09.2022 Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы. Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки. Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки. Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые словосочетания. Уметь пересказывать сказки. Устный опрос; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ Итого по разделу 9 Раздел 3. Литература первой половины XIX века 3.1. И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» 4 0 0 05.10.2022 12.10.2022 Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; Находить значение незнакомого слова в словаре; Инсценировать басню; Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); Устный опрос; https://educont.ru/ 3.2. Развитие речи 1 0 1 13.10.2022 Инсценировать басню. Определять художественные особенности басенного жанра. Практическая работа; https://educont.ru/ 3.3. А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 6 0 0 14.10.2022 27.10.2022 Выразительно читать стихотворения; Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; Определять тематическое единство подобранных произведений; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение); Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию; Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина; Выявлять своеобразие авторской сказки и её отличие от народной; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Сопоставлять сказку с другими видами искусства; Устный опрос; РЭШ, Skysmart 3.4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» 2 0 0 28.10.2022 09.11.2022 Выразительно читать стихотворение; Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения; Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание; Определять позицию автора; Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора); Заучивать стихотворение наизусть; Устный опрос; РЭШ, Skysmart 3.5. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» 2 1 0 10.11.2022 11.11.2022 Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; Учиться самостоятельно формулировать вопросы; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; Определять близость повести к народным сказкам и легендам; Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги; Письменный контроль; РЭШ 3.6. Внеклассное чтение 1 0 0 16.11.2022 Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, давать характеристику героям. Самооценка с использованием «Оценочного листа»; РЭШ Итого по разделу 16 Раздел 4. Литература второй половины XIX века 4.1. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» 5 0 0 17.11.2022 25.11.2022 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа; Устный опрос; https://educont.ru/ 4.2. Развитие речи 1 0 1 30.11.2022 Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа Практическая работа; https://educont.ru/ 4.3. Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) 3 0 0 01.12.2022 07.12.2022 Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Определять отношение автора к детям; Выявлять средства художественной выразительности; Заучивать стихотворение наизусть; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ 4.4. Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» 5 1 0 08.12.2022 16.12.2022 Выразительно читать текст рассказа, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять план сообщения о главных героях произведения; Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; Письменный контроль; https://educont.ru/, РЭШ 4.5. Внеклассное чтение 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности; Итого по разделу 15 Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков 5.1. Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова 4 0 0 22.12.2022 29.12.2022 Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Выявлять музыкальность поэтического текста; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Заучивать одно из стихотворений наизусть; 5.2. Развитие речи 1 0 1 30.12.2022 Умение выполнять анализ стихотворения по плану. Практическая работа; https://educont.ru/ 5.3. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. 2 0 0 11.01.2023 12.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ 5.4. М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. 2 0 0 13.01.2023 18.01.2023 Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; Характеризовать героев рассказа; Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Устный опрос; https://educont.ru/ 5.5. Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского 4 0 0 19.01.2023 26.01.2023 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ 5.6. А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. 2 0 0 27.01.2023 01.02.2023 Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; Составлять план; Определять тему рассказа; Определять средства выразительности прозаического текста; Устный опрос; РЭШ 5.7. Развитие речи 1 0 1 02.02.2023 Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; Практическая работа; https://educont.ru/ 5.8. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» 2 0 0 03.02.2023 08.02.2023 Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ, 5.9. Развитие речи 1 1 0 09.02.2023 Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; Контрольная работа; https://educont.ru/ Итого по разделу Раздел 6. Литература XX—XXI веков 19 6.1. Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. 3 0 0 10.02.2023 16.02.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; Участвовать в коллективном диалоге; Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; Использовать различные виды пересказа произведения; Письменно отвечать на вопрос; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Работать со словарями, определять значение незнакомых слов; Писать отзыв на одно из произведений; Устный опрос; https://educont.ru/ 6.2. 1 0 0 17.02.2023 Составлять устный отзыв о прочитанном произведении Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ 6.3. Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. 3 0 0 22.02.2023 01.03.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений; Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Устный опрос; https://educont.ru/ 6.4. 1 0 1 02.03.2023 Писать отзыв на прочитанную книгу; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Практическая работа; https://educont.ru/, РЭШ Внеклассное чтение Развитие речи 6.5. Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. 2 1 0 03.03.2023 09.03.2023 Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Контрольная работа; https://educont.ru/, РЭШ 6.6. 1 0 0 10.03.2023 Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; Устный опрос; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ Внеклассное чтение Итого по разделу 11 Раздел 7. Литература народов Российской Федерации 7.1. Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» 1 0 0 15.03.2023 Выразительно читать и анализировать поэтический текст; Характеризовать лирического героя; Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России; Выявлять художественные средства выразительности; Устный опрос; https://educont.ru/. РЭШ 7.2. Развитие речи 1 1 0 16.03.2023 Уметь анализировать стихотворение по плану. Контрольная работа; https://educont.ru/ 0 0 17.03.2023 22.03.2023 Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; Устный опрос; https://educont.ru/, РЭШ Итого по разделу 2 Раздел 8. Зарубежная литература 8.1. Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» 2 8.2. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. 2 0 0 23.03.2023 05.04.2023 Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать свои суждения с опорой на текст; Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; Устный опрос; https://educont.ru/. РЭШ 8.3. 1 0 0 06.04.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения; Устный опрос; https://educont.ru/. РЭШ 8.4. Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. 1 0 0 07.04.2023 Читать литературное произведение, отвечать на вопросы; Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Устный опрос; https://educont.ru/. РЭШ 8.5. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» 2 1 0 12.04.2023 13.04.2023 Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; Письменный контроль; https://educont.ru/. РЭШ 8.6. Внеклассное чтение 1 0 0 14.04.2023 Уметь пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; Составлять отзыв . Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://skazki.rustih.ru/vneklassnoechtenie-5-klass/ Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. Итого по разделу 9 Раздел 9. Итоговый контроль 9.1. Итоговые контрольные работы 2 Итого по разделу 2 Резервное время 15 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 2 0 9 6 19.04.2023 20.04.2023 Тестирование с творческим заданием. Контрольная работа; РЭШ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Художественная литература как предмет эстетического цикла. Миф, фольклор, литература 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; 2. Мифы и мифология. Мифы Древней Греции 1 0 0 02.09.2022 Устный опрос; 3. Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла "Скотный двор царя Авгия". 1 0 0 07.09.2022 Устный опрос; 4. Внеклассное чтение. Геродот "Легенда об Арионе". 1 0 0 08.09.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 5. Фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. 1 0 0 09.09.2022 Устный опрос; 6. Жанр загадки. Эпитет, сравнение и метафора 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 7. Развитие речи. Путешествие в страну Фольклорию 1 0 1 16.09.2022 Практическая работа; 8. Сказки народов мира. 1 Жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок и животных и бытовых сказок. 0 0 21.09.2022 Устный опрос; 9. Русские народные сказки. "Царевна - лягушка". Животные помощники. Чудесные противники. 0 0 22.09.2022 Устный опрос; 1 10. "Царевна-лягушка". Система образов. Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. 1 0 0 23.09.2022 Устный опрос; 11. "Иван- крестьянский сын и Чудо-Юдо". Волшебная сказка героического содержания. 1 0 0 28.09.2022 Устный опрос; 12. Тема мирного труда и защиты родной земли в волшебной сказке "Иван крестьянский сын и чудоюдо" 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; 13. 1 1 0 30.09.2022 Контрольная работа; 14. Внеклассное чтение. В гостях у народной сказки 1 0 0 05.10.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 15. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Басенный мир И.А.Крылова 1 0 0 06.10.2022 Устный опрос; 16. Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова "Волк на псарне" 1 0 0 07.10.2022 Устный опрос; 17. Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова "Свинья под дубом" 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 18. От гармонии в музыке - к гармонии в жизни (по басне И.А.Крылова «Квартет») 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 19. Развитие речи. Рассказ и мораль в басне 1 0 1 14.10.2022 Практическая работа; Проверочная работа. 20. А.С.Пушкин: начало творческого пути. Поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти в стихотворениях А.С. Пушкина "Няне", "Зимний вечер" 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 21. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики. 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 22. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": события и герои 1 0 0 21.10.2022 Устный опрос; 23. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 24. А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 25. Путешествие по произведениям А.С.Пушкина 1 0 0 28.10.2022 Устный опрос; 26. М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино" 1 0 0 31.10.2022 Устный опрос; 27. Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 28. "Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»: ночь чудес и справедливости" 1 0 0 11.11.2022 Устный опрос; 29. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Проверочная работа. 1 1 0 14.11.2022 Письменный контроль; 30. Внеклассное чтение. "Знаете ли вы украинскую ночь?" (по повести Н.В.Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала") 1 0 0 16.11.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 31. И.С.Тургенев: жизнь и творчество. Рассказ И.С.Тургенева "Муму": история создания, быт и нравы крепостной России 1 0 0 18.11.2022 Устный опрос; 32. И.С.Тургенев "Муму": история отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 33. И.С.Тургенев "Муму": Герасим и Муму. Счастливый год 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 34. И.С.Тургенев "Муму": протест героя против отношений барства и рабства 1 0 0 25.11.2022 Устный опрос; 35. Урок-игра "Умники и Умницы" по рассказу И.С.Тургенева "Муму" 1 0 0 28.11.2022 Зачет; 36. Развитие речи. Сочинение "Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?" 1 0 1 30.11.2022 Практическая работа; 37. Н.А.Некрасов: жизнь и творчество. Мир детства в стихотворениях Н.А.Некрасова "Крестьянские дети", "Школьник" 1 0 0 02.12.2022 Устный опрос; 38. Н.А.Некрасов «Мороз, 1 Красный нос» (фрагмент): поэтический образ русской женщины 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 39. Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос" (фрагмент): тяжёлая доля крестьянской женщины в России второй половины XIX века 1 0 0 07.12.2022 Устный опрос; 40. Л.Н.Толстой: начало литературной деятельности. "Кавказский пленник" — рассказ-быль 1 0 0 09.12.2022 Устный опрос; 41. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы (по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник") 1 0 0 12.12.2022 Практическая работа; 42. Жилин и татары. Жилин и Дина. Дружба разных народов как естественный закон человеческой жизни (по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник") 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос; 43. Л.Н.Толстой "Кавказский пленник": сюжет, композиция, идея произведения. Проверочная работа. 1 1 0 16.12.2022 Письменный контроль; 44. Интеллектуальная игра«Что? Где? Когда?» по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" 1 0 0 19.12.2022 Зачет; 45. Внеклассное чтение. Сатирическая острота, непримиримость к лести, осмеяние низости в баснях Л.Н.Толстого 1 0 0 21.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 46. Ф.И.Тютчев - певец 1 родной природы. Образ лета в стихотворении "Как весел грохот летних бурь", образ осени в стихотворении "Есть в осени первоначальной..." 0 0 23.12.2022 Устный опрос; 47. Пейзажная лирика 1 А.К.Толстого и А.А.Фета. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в стихотворении А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы" и стихотворении А.А.Фета "Задрожали листы, облетая..." 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 48. Богатство и разнообразие чувств и настроений в пейзажной лирике И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина (на примере стихотворений И.А.Бунина "Помню долгий зимний вечер", А.А.Блока "Летний вечер", С.А.Есенина "Мелколесье. Степь и дали...") 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 49. Человек и природа в стихотворениях Н.М.Рубцова и Ю.П.Кузнецова (на примере стихотворений Н.М.Рубцова "Звезда полей", Ю.П.Кузнецова "Цветы") 1 0 0 30.12.2022 Устный опрос; 50. Развитие речи. Русские поэты XIX-XX в. о Родине, родной природе и о себе 1 0 1 11.01.2023 Практическая работа; 51. А.П.Чехов: жизнь и творчество. Комическое в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» 1 0 0 13.01.2023 Устный опрос; 52. Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия» 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 53. М.М.Зощенко: жизнь и творчество. Смешное в рассказе М.М.Зощенко "Галоша" 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 54. Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко "Встреча" 1 0 0 20.01.2023 Устный опрос; 55. А.И.Куприн: жизнь и творчество. Мир животных в рассказе А.И.Куприна "Завирайка" 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; 56. М.М.Пришвин: жизнь и творчество. Сказка-быль М.М.Пришвина "Кладовая солнца": нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 57. Образ природы в сказкебыли М.М.Пришвина "Кладовая солнца" 1 0 0 27.01.2023 Устный опрос; 58. К.Г.Паустовский: жизнь и творчество. Ответственность человека перед природой (по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы») 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 59. А.П.Платонов: жизнь и творчество. Сила любви в рассказе А.П.Платонова "Корова" 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 60. Нравственные уроки в рассказе А.П. Платонова «Корова» 1 0 0 03.02.2023 Устный опрос; 61. Развитие речи. Сочинение "Каким должно быть отношение людей к животным?" (по рассказам А.И.Куприна, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова) 1 0 1 06.02.2023 Практическая работа; 62. 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 63. Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" 1 0 0 10.02.2023 Устный опрос; 64. Уроки выживания (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 65. Развитие речи. Сочинение "Какие черты характера Васютки вызывают уважение и восхищение?" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" 1 1 0 15.02.2023 Контрольная работа; 66. Ю.Я. Яковлев: жизнь и творчество. "Это не должно повториться!" (по рассказу Ю.Я.Яковлева "Девочка с Васильевского острова" 1 0 0 17.02.2023 Устный опрос; 67. В.П.Катаев: жизнь и творчество. Ребёнок на войне (по повести В.П.Катаева "Сын полка") 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 68. У войны не детское лицо (по повести В.П. Катаева "Сын полка") 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос; В.П.Астафьев: жизнь и творчество. "Васюткино озеро" 69. Внеклассное чтение. Проблема нравственного взросления героя в повести В. Богомолова «Иван» 1 0 0 24.02.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 70. В.П.Крапивин: жизнь и творчество. Урок мужества, доброты и настоящей дружбы (по сказочной повести В.П. Крапивина «Дети Синего Фламинго») 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 71. А.А.Гиваргизов: жизнь и творчество. Приемы создания комического в рассказах А.Гиваргизова (по рассказам "Педсовет", "Памятник кошке") 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 72. М.С.Аромштам: жизнь и творчество. Два взгляда на мир в повести М.С.Аромштам "Когда отдыхают ангелы" 1 0 0 03.03.2023 Устный опрос; 73. Развитие речи. Сочинение "Детство — это огромный край, откуда приходит каждый" 1 0 1 06.03.2023 Практическая работа; 74. К.Булычёв: жизнь и творчество. Реальность и фантастика в повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится" 1 0 0 10.03.2023 Устный опрос; 75. Тема любви к миру и приключениям в фантастической повести К.Булычёва "Девочка, с которой ничего не случится" 1 1 0 13.03.2023 Письменный контроль; 76. Внеклассное чтение. Какой должна быть мечта? (по рассказу К.Булычёва "В продажу поступили золотые рыбки") 1 0 0 15.03.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 77. Р.Г.Гамзатов: жизнь и творчество. Любовь к Родине в стихотворении Р.Гамзатова "Песнь соловья" 1 0 0 17.03.2023 Устный опрос; 78. Развитие речи. Ритм и рифма. Размеры стихосложения. 1 1 0 20.03.2023 Письменный контроль; 79. Х.К.Андерсен: жизнь и творчество. Великая сила любви в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева" 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 80. Что есть красота? (по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева") 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 81. Победа добра над злом. (по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева") 1 0 0 07.04.2023 Устный опрос; 82. Л.Кэрролл: жизнь и творчество. Бессмыслица как средство создания чудесных ситуаций в сказочной повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" 1 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 83. Логика абсурда или бессмыслица со смыслом по повести Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес" 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 84. Р.Брэдбери: жизнь и творчество. Что нужно человеку для счастья? (по рассказам Р.Брэдбери "Каникулы", "Звук бегущих ног" 1 0 0 14.04.2023 Устный опрос; 85. Р.Л.Стивенсон: жизнь и творчество. В поисках сокровищ (по произведениям Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ", "Чёрная стрела") 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 86. Э.Сетон-Томпсон: жизнь и 1 творчество. Образы животных и образы людей в рассказе Э.СетонаТомпсона «Королевская аналостанка» 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 87. Дж.Даррелл: жизнь и творчество. Мифландия и мифические животные в повести Джеральда Даррелла "Говорящий сверток" 1 0 0 21.04.2023 Устный опрос; 88. Внеклассное чтение. Дж.Р.Киплинг: жизнь и творчество. Изображение мира джунглей и его законов в сказке Дж.Р.Киплинга "Маугли" 1 0 0 24.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 89. Контрольная работа по зарубежной литературе. 1 1 0 26.04.2023 Письменный контроль; 90. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса 1 1 0 28.04.2023 Контрольная работа; 91. В.М.Гаршин: жизнь и творчество. Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина "Attalea Princeps" 1 0 0 03.05.2023 Устный опрос; 92. Соцветие мудростей в сказке В.М.Гаршина "Attalea Princeps" 1 0 0 05.05.2023 Устный опрос; 93. М.Твен: жизнь и творчество. Неповторимый мир детства в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера" 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; 94. Тема воспитания ребёнка в обществе в романе М.Твена "Приключения Тома Сойера" 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 95. Д.Дефо: жизнь и 1 творчество. Необычайные приключения героя романа Д.Дефо "Робинзон Крузо" 0 0 12.05.2023 Устный опрос; 96. Д.Дефо "Робинзон Крузо"-произведение о силе человеческого духа 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 97. Джек Лондон: жизнь и творчество. Что значит быть взрослым? (по произведению Дж.Лондона "Сказание о Кише") 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 98. Драматизм и оптимизм "Сказания о Кише" Дж.Лондона 1 0 0 19.05.2023 Устный опрос; 99. Путешествие по страницам прочитанных произведений зарубежной литературы (урок-игра) 1 0 0 22.05.2023 Практическая работа; 100. Итоговый контрольный тест за курс 5 класса 1 1 0 24.05.2023 Письменный контроль; 101. Обобщение изученного. Мои любимые произведения. 1 0 0 26.05.2023 Устный опрос; 102. Обобщение изученного. Р/р Мой любимый герой. 1 0 0 29.05.2023 Устный опрос; 102 9 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2019. 2. Еремина О.А, Уроки литературы в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. 3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. –416 с. – (в помощь школьному учителю). 4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб, и доп. - М: ВАКО, 2007. 5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.edu.ru/modules.php? op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/ Каталог образовательных ресурсов по литературе. http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы. http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://olympiads.mccme.ru/turlom/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/5/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Плакаты, портреты, дидактический материал, мультимедийный проектор ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Мультимедийный проектор