МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» : на 2020-2025 учебные годы Содержание программы страница 1. Паспорт программы 3 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Пояснительная записка Цели и задачи программы Нормативно-правовая и документальная основа Функции различных категорий работников школы Участники программы Этапы реализации Программы «Будем здоровы!» Модель личности ученика Предполагаемый результат Методы контроля над реализацией программы Основные направления деятельности программы Здоровьесберегающие образовательные технологии План по реализации на 2020-2025 уч.г. Программы «Будем здоровы!» Календарный план реализации Программы «Будем здоровы!» на 2020-2025 учебный год Здоровьесберегающая деятельность педагогического 4 5 6 7 8 8 9 9 11 11 12 13 14. 15. 17 19 коллектива МКОУ«Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» 16. Приложение 1 22 17. Приложение 2 44 18. Список используемой литературы 45 2 1. Паспорт программы Педагогический коллектив Основные разработчики Цели Задачи Устарханова Р.Х. Мичигишева З.А. Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы. Формирование у учащихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Вести разъяснительную и просветительскую работу с обучающимися, родителями; Формирование системы выявления уровня здоровья учащихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; Осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся. Сроки реализации 2020-2025 уч.г. программы Ответственный за Заместитель директора по ВР Устарханова Р.Х. реализацию программы Ожидаемые Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения; результаты Повышение приоритета здорового образа жизни; реализации Повышение профессиональной компетенции и программы заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья; Повышение мотивации к учебной деятельности; Снижение заболеваемости учащихся школы; Повышение уровня физической подготовки школьников 3 2. Пояснительная записка. Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное в его жизни — здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. Одной из приоритетных целей модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья всех участников учебного процесса в школе. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы программы здоровьесбережения определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, — это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятиям любимым делом. Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения. Программы по оздоровлению объединяют и согласовывают работу педагогических коллективов по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Они охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга. 4 Значительную роль в реализации оздоровительных программ играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. И сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе — формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых — неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Таким образом, программа «Будем здоровы!», носящая комплексный характер, может и должна объединить усилия педагогов, администрации, школьной медицинской сестры, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей. 3. Цели и задачи программы Цели программы формирование у учащихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; создание в школе организационно - педагогических, материально технических, санитарно гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса; создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни; 5 развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга; обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса; разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы. Задачи программы вести разъяснительную и просветительскую работу с обучающимися, родителями; формирование системы выявления уровня здоровья учащихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения; формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; осваивать педагогам новые методы деятельности в процессе обучения школьников, использовать технологии урока, сберегающие здоровье учащихся. четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня; планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся; развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся; просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни; посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике. 6 4. Нормативно-правовая и документальная основа • • • • • Конституция РФ. Конвенция о правах ребенка. Закон «Об образовании в РФ» ФГОС основного общего образования второго поколения. СанПин. 5. Функции различных категорий работников школы Функции медицинской службы школы: проведение диспансеризации учащихся и сотрудников школы; медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы. Функции администрации: общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; организация и контроль уроков физкультуры; обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль; организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей; организация работы психологической службы в школе. Функции классного руководителя: санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; 7 организация и проведение профилактической работы с родителями; организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ПДН, медработниками; организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся; организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. 6. Участники программы: учащиеся школы; педагогический коллектив; родители; социальные партнеры (местная амбулатория с. Карланюрт) 7. Этапы реализации Программы «Будем здоровы!» Первый этап: Подготовительный (2020-2021г.) 1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе. 2. Подготовка программно-методического обеспечения. 3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава. 4. Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Будем здоровы!» 5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями для реализации Программы «Будем здоровы!» Второй этап: Практический (2021-2024г.). Реализация Программы «Будем здоровы!» Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2024-2025 г.). 1. Анкетирование родителей, учащихся, педагогов удовлетворённости результатами реализации Программы. на предмет 8 2. Мониторинг показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Будем здоровы!» 3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни. 4. Обсуждение итогов реализации Программы «Будем здоровы!» в коллективе педагогов, родителей, учащихся. 5. Коррекция Программы «Будем здоровы!» по итогам реализации. 6. Публикации, распространение опыта 8. Модель личности ученика. По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика: Модель выпускника первой ступени обучения Модель выпускника второй ступени обучения - знание основ личной - знание основ строения и гигиены; функционирования организма человека; - выполнение правил гигиены; - владение основами - знание изменений в организме человека в личной гигиены и пубертатный период; здорового образа - умение оценивать свое жизни. физическое и психическое состояние; Модель выпускника третьей ступени обучения - стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и - знание влияния алкоголя, дальнейшей жизни курения, наркомании на вредных привычек; здоровье человека; - знание различных - поддержание физической оздоровительных систем; формы; - умение поддерживать - гигиена умственного здоровый образ жизни, труда. 9 индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. 9. Предполагаемый результат 1. Снижение показателей заболеваемости детей. 2. Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ. 3. Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими. 4. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям. 5. Повышение качества и уровня обучения школьников. 6. Повышение уровня воспитанности детей и подростков. 7. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ. Конечный результат: выпускник МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни. Критериями эффективности реализации Программы являются: - положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева»; - сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся. - сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни; - удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей; 10 - организация в школе здоровьесберегающего целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса. Базовыми компонентами на всех ступенях являются: формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку; формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма. 10. Методы контроля над реализацией программы Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы. мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе; посещение и взаимопосещение уроков; контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни; проведение заседаний Методического совета школы; создание методической копилки опыта; сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению. 11. Основные направления деятельности программы Медицинское направление предполагает: гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; планомерная организация питания учащихся; 11 составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток; создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; реабилитационную работу: o обязательное медицинское обследование; o соблюдение питьевого режима. Просветительское направление предполагает: организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, окружающего мира, ОБЖ, физической культуры). Психолого-педагогическое направление предполагает: использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; предупреждение проблем развития ребенка; обеспечение адаптации на разных этапах обучения; развитие познавательной и учебной мотивации; организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся Спортивно-оздоровительное направление предполагает: организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; 12 широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Диагностическое направление предполагает: проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями. 12. Здоровьесберегающие образовательные технологии здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; здоровьесберегающие медицинские технологии; здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психологопедагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности; здоровьесберегающие технологии административной работы в школе. 13. План по реализации Программы «Будем здоровы!» на 2020-2021 уч.г. № Мероприятия 1. Медицинское направление. Медико-педагогическая 1.1. экспертиза: - анализ основных характеристик состояния здоровья детей в школе; Ответстве нные исполните ли Сроки Планируемый результат и выполнение Фельдшер ежегодно Медицинские карты, листы здоровья в классных журналах - выявление учащихся специальной медицинской группы; - ведение строгого учета детей по 13 группам здоровья. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. - формирование групп здоровья по показателям. Проведение диспансеризации Фельдшер сотрудников и учащихся школы. Проведение медицинского Педиатр осмотра учащихся 9-х,11 классов. Медосмотр учащихся школы, Фельдшер определение уровня физического здоровья. Обеспечение и организация Фельдшер профилактических прививок учащихся. Оформление медицинских карт и Фельдшер , листков здоровья в классных классный руководите журналах. ль, учитель физкультуры Анализ случаев травматизма в Зам.директо школе. ра по УВР Анализ посещаемости и пропусков Классные занятий по болезни. руководите ли, фельдшер ежегодно ежегодно план медосмотров ежегодно план медосмотров ежегодно план прививок ежегодно классные журналы ежегодно материалы отчетов ежегодно материалы отчетов 1.9. Контроль за качеством питания и Фельдшер ежедневно питьевым режимом. в течение года 1.10. Осмотр кабинетов, их соответствие Зам. ежедневно гигиеническим требованиям: директора в течение по АХЧ, года проветривание; фельдшер, освещение; учителя отопление вентиляция уборка 1.11. Рациональное расписание уроков, Ответствен ежегодно справка по оценке 14 не допускающее перегрузок ный за расписания (соблюдение требований расписание СанПиНа) 1.12. Постоянный контроль за школьной Директор ежедневно Протокол столовой. школы, в течение административног фельдшер, о совещания года Протокол ответственн совещания при ый за директоре организаци ю питания 2. Просветительское направление 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. Организация просветительской Заместитель работы с родителями (лекторий). директора по ВР Разработка и внедрение Заместитель родительского лектория по директора здоровому образу жизни. по ВР Разработка системы обучения Администр родителей и учителей по ация школы проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей. Вовлечение родителей и учителей Администр в работу по сохранению и ация школы укреплению здоровья детей. Подготовка и проведение Заместипедагогического совета по теме тели «Формирование здорового образа директора жизни» Организация просветительской заместитель работы с учащимися (лекторий, директора тематические классные часы и по ВР, др.виды работ). классные руководите ли Совместная работа с заместитель учреждениями здравоохранения и директора органами внутренних дел по по ВР профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма. учителяПропаганда физической культуры предметнии здорового образа жизни через ки уроки биологии, географии, химии, окружающего мира, ОБЖ, ежегодно график проведения лектория 2020-2021 тематика лектория уч.г. ежегодно план работы ежегодно план работы 2020-2021 протокол уч.г. педсовета ежегодно план работы ежегодно план работы в течение планы уроков года 15 физической культуры, обществознания 3. Психолого-педагогическое направление. 3.1. Организация работы кабинета администра ежегодно план работы психолого-педагогического ция школы сопровождения учебновоспитательного процесса. 3.2. Отслеживание работоспособности, Фельдшер , ежегодно диагностические тревожности и других исследования классные психических показателей руководите учащихся по экспериментальным ли, программам: психолог 3.3. - определение влияния учебной нагрузки на психическое здоровье детей; - изучение психологических возможностей и готовности детей к школе; - выявление профессиональных интересов учащихся и способностей с целью профессионального самоопределения. Организация психолого-медико- Классные ежегодно педагогической и коррекционной руководите помощи учащимся. ли Конференция по теме заместитель 2020-2021 материалы уч.г. «Здоровьесберегающие технологии директора конференции обучения» по ВР учителя- ежегодно планы уроков 3.5. Использование здоровьесберегающих технологий, предметник и форм и методов в организации учебной деятельности. 4. Спортивно-оздоровительное направление. 3.4. 4.1. Организацию спортивных мероприятий. Проведение Дней здоровья. 4.2. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию учителя ежегодно план работы физической культуры, администра ция заместитель ежегодно план работы директора кружков и секций по ВР 16 здорового образа жизни учащихся. 4.3. Привлечение учащихся, родителей, заместитель директора социальных партнёров школы к по ВР физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. 5. Диагностическое направление 5.1. Мониторинг состояния здоровья Председадетей. тель МС 5.2. Подготовка и проведение семинара Председадля учителей школы по теме тель МС, «Проблемы диагностики психолог развития». ежегодно план работы ежегодно результаты мониторинга 2020-2021 материалы уч.г. семинара 14. Календарный план реализации Программы «Будем здоровы!» на 2020-2025 учебные годы Сентябрь Общие мероприятия Организация дежурства по школе и по классам. Проведение внутришкольных и участие в городских спортивно-массовых соревнованиях. Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровье сбережению детей. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению. Организация питания учащихся. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. «Уроки чистоты». Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. 17 Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически). Октябрь Организация работы учащихся по трудоустройству и поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка классов к зиме. Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. Физкультминутки (ежедневно). Подвижные игры на переменах (ежедневно). Ноябрь Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День матери». Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками. Экскурсии. Физкультминутки и динамические паузы (систематически) Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению. Декабрь Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом. Первенство школы по баскетболу. Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи. Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно). Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Январь Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни». «Весёлые старты». Физкультминутки и динамические паузы. 18 Февраль День защитника Отечества. Физкультминутки и динамические паузы. Март Планирование занятости учащихся в каникулярный период. Подготовка ко Дню здоровья. Физкультминутки и динамические паузы. Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Апрель Всемирный день здоровья. Операция «Милосердие», операция «Память». Благоустройство школьной территории. Динамические паузы, физкультминутки. Май Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. Мероприятия, посвященные Дню Победы. Проведение экскурсий на природу. Презентация уроков чистоты. Июнь Международный день защиты детей. Всемирный день защиты окружающей среды. Работа по плану летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» 19 Перечень основных мероприятий по реализации программы по здоровьесбережению на 2020-2025 годы (начальная школа) ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 1 класс. «Будем здоровы!» (план работы) № Мероприятие, форма 1. Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра) 2. Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум) 3. О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка) 4. Если хочешь быть здоров (классный час) 5. Зимушка – зима (час развлечений на прогулке) 6. Зимние затеи Цель Срок Классные часы по программе здоровьесбережения Пробудить заботу о Сентябрь здоровье, осознать важность режима дня Обучить навыкам Октябрь выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания Формировать гигиенические Ноябрь навыки Ответственный Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности Формировать навыки игры на улице Декабрь Классный руководитель Январь Классный руководитель Формировать подвижно- Февраль Классный руководитель, (спортивный праздник) 7. Мойдодыр (беседа) игровые навыки Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма 8. Умеем ли мы правильно Формировать представление питаться? (беседа) об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих 9. Растем здоровыми Формировать навыки (музыкально – игровой деятельности спортивный час) Март родители Классный руководитель Апрель Классный руководитель Май Классный руководитель 2 класс. «Будем здоровы!» (план работы) № Мероприятие, форма Цель Срок Классные часы по программе здоровьесбережения 1. Осенний калейдоскоп Пробудить заботу о Сентябрь (беседа о здоровой и здоровье, осознать важность полезной пище) правильного питания 2. Как сохранить зрение Познакомить с причинами Октябрь (беседа) глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных Ответственный Классный руководитель Классный руководитель 21 Работа по созданию проекта 3. Детские забавы (спортивно – развлекательный час) 4. Семь С (спортивные состязания) 5. Растения и человек (интегрированный классный час) 6. Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) 7. Поешь рыбки – будут ноги прытки (играконкурс) 8. Представление проекта Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) заболеваний Исследовательская работа в области здоровьесбережения Развивать спортивные способности у детей Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд Исследовательская работа в области здоровьесбережения Формировать навыки сбора данных и оформления проектов Ноябрь Классный руководитель Декабрь Классный руководитель Январь Классный руководитель Февраль Классный руководитель, Март Классный руководитель Апрель Апрель-май Классный руководитель 22 № Мероприятие, форма Цель 3 класс. «Будем здоровы!» (план работы) Срок Ответственный Классные часы по программе здоровьесбережения 1. Цена ломтика (беседа) Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу Сентябрь Классный руководитель 2. Правила поведения в Добиться уяснения столовой (занятие – учащимися правил практикум) поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом Работа по созданию Исследовательская работа в области здоровьесбережения проекта Октябрь Классный руководитель 3. Это удивительное Расширить знания о пользе молоко (занятие- молока, молочных исследование) продуктов Ноябрь Классный руководитель 4. Необычное Расширить знания о вреде путешествие в Страну данных продуктов чипсов и сухариков (игра) Декабрь Классный руководитель 5. Самые Январь Классный руководитель полезные Учить выбирать самые 23 продукты (театрализованный классный час) полезные продукты 6. Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни Февраль Классный руководитель, 7. Где найти витамины весной (играпутешествие по станциям) Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека Март Классный руководитель 8. День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам) Представление проекта Закрепить полученные знания о правильном питании Исследовательская работа в области здоровьесбережения Апрель Классный руководитель 9. Секреты поваренка (круглый стол) Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма Май Классный руководитель 24 № Мероприятие, форма 4 класс. «Будем здоровы!» (план работы) Срок Цель Ответственный Классные часы 1. Учись быть здоровым Способствовать осознанию (игра) необходимости бережного отношения к своему организму Сентябрь Классный руководитель 2. Здоровяк Формировать у учащихся предупреждает (игра – представления о том, что КВН) здоровье – главная ценность в жизни Работа по созданию Исследовательская работа в области здоровьесбережения проекта Октябрь Классный руководитель 3. Кулинарные обычаи Закрепить знания о законах (игра – путешествие) здорового питания Ноябрь Классный руководитель 4. Питание и (кулинарный практикум) Декабрь Классный руководитель 5. Спортивно – массовое Формировать стремление к мероприятие «Зимние здоровому образу жизни забавы» Январь Классный руководитель, родители 6. Удивительные Закрепить знания учащихся превращения колоска о значимости хлеба в (занятие – беседа) рационе питания, прививать Февраль Классный руководитель, красота Воспитывать культуру питания 25 бережное хлебу отношение к 7. Волк и семеро козлят на Развивать ловкость, валеологический лад быстроту, скорость и других (музыкальнодвигательных качеств спортивный праздник) 8. Представление проекта Кафе «Здоровейка» (разработка проектов) 9. Кафе «Здоровейка» (защита проектов) Исследовательская работа в области здоровьесбережения Формировать у детей привычку правильно питаться Март Классный руководитель Апрель Классный руководитель Май Классный руководитель Родительские собрания по программе здоровьесбережения в начальной школе Класс 1 класс Название Встреча взрослого и ребенка 2 класс Трудности обучения 3 класс Секреты здоровья ребенка 4 класс Не запрет, а предупреждение вредных привычек Форма, содержание Круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода Ослабленные дети, нервные дети, заикание у детей, леворукий ребенок, дети с временной задержкой психического развития Анкетирование детей и родителей, беседа врача Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании 26 Перечень основных мероприятий по реализации программы по здоровьесбережению на 2020-2025 годы (среднее звено). 5 класс «Будем здоровы!» (план работы) Сотрудничество № п/п 1 1 четверть Классный руководитель 2 Классный руководитель, по возможности психолог Учебные четверти 2 четверть 3 четверть 4 четверть СочинениеКл. час «Как Диаграмма «Мои ПДД. Дорожные рассуждение «Что живешь, жизненные «ловушки» такое здоровье?» пятиклассник?» ценности» (1 этап) Поход в бассейн Поход в бассейн Конкурс рисунков о здоровье Сопровождение адаптационного процесса Адаптационная Проведение дней игра «Правила психологической трех С – адаптации Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!» Психологическое занятие «Дружеский десерт» 27 Игра «Наши учителя» сотрудничество, сочувствие, самоконтроль» 3 Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) Работа по созданию и представлению проекта в области здоровьесбережения Природоведение. «Закаливание организма» «Питание и здоровье человека». «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека» 5 класс. Литература. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного), 5 класс. 4 Классный руководитель и медицинские работники Проведение профилактических прививок. Мониторинг санитарногигиенических условий Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 11 классов. Составление кроссвордов о здоровье «Веселая минутка», 5 – 6 кл. Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 11кл. 28 5 Классный руководитель и Психологическая родители беседа «Особенности адаптационного периода» 6 Классный руководитель (педагоги дополнительного образования) 7 Классный руководитель и учитель физической культуры Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?» Конкурсная программа «Посвящение пятиклассники» Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» Беседа «Остановись у в преступной черты» День здоровья. День здоровья. День здоровья. Беседа «Чума XX века – СПИД» Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» Сказка «Репка» о вредных привычках День здоровья. 29 6 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п/п 1 2 3 4 Сотрудничество Классный руководитель 1 четверть Кл. час. «Здоровое питание» Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Кл. час «Хорошие Беседа «Чистота – и плохие залог здоровья» привычки» 4 четверть Викторина «Я выбираю жизнь» Классный руководитель, по Анкетирование Анкетирование Тренинг «Привычки и Игра по развитию возможности психолог «Это сладкое «Хорошие и воля» толерантности слово «успех» плохие привычки» Классный руководитель и Работа по созданию и представлению проекта в области здоровьесбережения учителя-предметники (в том Биология. Урок «Особенности высшей нервной деятельности» (физиология труда, числе ОБЖ, биологии) нагрузки, профилактика переутомления), 6 класс. Литература. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 11кл. Классный руководитель и Проведение профилактических прививок. 30 медицинские работники 5 6 7 Классный родители руководитель Сбор данных состоянии здоровья обучающихся. о Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. и Круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста» (психолог) Классный руководитель и Беседа инспектора педагоги дополнительного ПДН образования «»Разрешение конфликтов без насилия» Классный руководитель и День здоровья. учитель физической культуры Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов здоровье «Веселая минутка», 5 – 6 кл. Родительское Собрание «Компьютер в собрание жизни школьника» «Физическое развитие школьников» И снова о вреде курения Беседа инспектора КДН «Уголовная ответственность несовершеннолетних» День здоровья. День здоровья. Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 11кл. Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни» Дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?» День здоровья. 31 7 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п/п 1 Сотрудничество Классный руководитель 2 Классный руководитель и педагог-психолог 3 Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) 4 Классный руководитель и Учебные четверти 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Диаграмма «Мои Поход Практикум «Как Поход жизненные Кл. час «Если бороться с Беседа «Что для ценности» (2 этап) хочешь быть конфликтами» меня ценно?» здоров Беседа с Психологическая Классный час Тренинг «Как элементами игра «на пути к «Конфликты и подготовиться к анкетирования образованному пути их экзаменам и «Как я отношусь к человеку» разрешения» сохранить себе, и как ко мне здоровье?» относятся другие» Работа по созданию и представлению проекта в области здоровьесбережения Физика. Урок. Трение в природе и технике (поведение в гололедицу) Физика. Урок. Способы увеличения и уменьшения давления (правила поведения на болотистой местности, льду, рыхлом снегу; правила обращения с колющережущими предметами). Физика. Урок. Атмосферное давление. Барометр – анероид (влияние атмосферного давления на жизнедеятельность человека) Физика. Урок. Плавание тел (правила поведения на воде) Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм» Проведение профилактических прививок. 32 медицинские работники Сбор данных состоянии здоровья обучающихся. о Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Мониторинг Регулярное показателей проведение здоровья профилактических обучающихся 1 - медицинских 11 классов. осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 11кл. Собрание Лекторий «Положительные «Подготовка к эмоции в жизни взрослости» человека» Беседа «Навыки (психолог) сохранения зрения» 5 Классный руководитель и Дискуссия «Пока родители не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка» Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей» 6 Классный руководитель и социальный педагог, инспектор ПДН Беседа инспектора КДН «Шалость. Злонамеренный проступок. Вандализм» Беседа «Токсикомания». История вредных привычках 7 Классный руководитель и День здоровья День здоровья День здоровья День здоровья Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка» о 33 учитель культуры физической Школьные олимпийские игры День спортивной семьи. 8 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п/п 1 Сотрудничество 1 четверть Классный руководитель 3 4 четверть Походы Театрализованная игра «Суд над сигаретой» 2 Учебные четверти 2 четверть 3 четверть Классный руководитель, по Урок толерантности возможности психолог «Толерантность к проявлению чувств к другим людям» Беседа «Мои проблемы» Кл. час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!» Вопросы для викторины по СПИДу Тренинг «В гармонии с собой и окружающими» Классный час Анкета «Эмоции и «Насколько ты чувства. Их эмоционален» влияние на здоровье человека» Классный руководитель и Работа по созданию и представлению проекта в области здоровьесбережения учителя-предметники Физика. Урок. КПД теплового двигателя (экологические проблемы, возникающие 34 при использовании тепловых двигателей) Физика. Уроки. Сила тока. Единицы силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. (опасные для жизни человека значения силы тока и напряжения). Физика Урок. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители. (правила обращения с электрическими приборами, опасности короткого замыкания, перегрузки электрических сетей). Биология. Урок «Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье», 8 класс. 4 5 Классный руководитель и медицинские работники Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья женщины» Классный руководитель и Собрание «Не дай Проведение профилактических прививок. Мониторинг Регулярное показателей проведение профилактических здоровья обучающихся 1 медицинских 11 классов. осмотров Анкетирование обучающихся. «Оценка Анкетирование обучающимися «Личный опыт собственного школьников, здоровья». относительно одурманивающих веществ». Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа «Правильное питание – залог здоровья», 1 11кл. Беседа Родительское Психологическая 35 родители 6 7 нам Бог судьбу «В здоровом теле – беседа с ребенка увидеть на здоровый дух!» результатами конце иглы» исследования «Агрессия: ее причины и последствия» Классный руководитель и Дискуссия Беседа инспектора «Наркотики – мой педагоги дополнительного «Алкоголю скажем ПДН яд!» образования «Нет!» «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» Классный руководитель и День здоровья. День здоровья. День здоровья. учитель физической культуры собрание «Ребенок становится трудным» (социальный педагог) Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. День здоровья. 36 9 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п/п 1 2 3 Сотрудничество Учебные четверти 1 четверть 2 четверть 3 четверть Классный руководитель Походы Беседа «Законы Анкета Беседа для девочек жизни». информированности «Влияние стиля жизни по вопросам ВИЧ – на репродуктивное СПИДа здоровье женщины» Классный руководитель, по Классный час с элементами Классный час с возможности психолог тестирования «Лидер на все времена» элементами тестирования «Стрессоустойчивость» 4 четверть Игра «Степень риска» Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки) Классный руководитель и Работа по созданию и представлению проекта в области здоровьесбережения учителя-предметники (в Физика. Урок. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении том числе ОБЖ, биологии) (опасности на проезжей части, тормозной путь автомобиля). Физика Урок. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (защита от электромагнитного излучения). Физика. Уроки. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации (радиационная опасность и способы защиты от радиации). ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового 37 образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 9 класс. Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 9 класс. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 9 класс 4 5 6 Классный руководитель и медицинские работники Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа врачагинеколога . Проведение профилактических прививок. Мониторинг Регулярное показателей здоровья проведение обучающихся 1 - 11 профилактических медицинских осмот- классов. Беседа «История ров обучающихся. контрацепции, виды Анкетирование контрацепции». «Личный опыт Анкетирование школьников, «Оценка относительно обучающимися одурманивающих собственного веществ». здоровья», 7 - 11 классы. Классный руководитель и Вечер «Твое Конференция «Роль Собрание «Жизненный родители свободное время и и ответственность ценности подростков» твое здоровье» семьи в (психолог) профилактике табакокурения и алкоголизма» Классный руководитель и Ток – шоу Беседа «Причины Беседа инспектора Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 11кл. Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» Беседа «Свобода 38 инспектор ПДН 7 Классный руководитель и учитель физической культуры «Большая перемена» (о проблеме табакокурения) День здоровья. пристрастий» выбора – это уход ПДН «Как не стать жертвой преступления» от зависимости» День здоровья. День здоровья. День здоровья. Родительские собрания по программе здоровьесбережения в средней школе Класс 5 класс Название «Семейное воспитание и здоровье наших детей» 6 класс «Здоровая семья – здоровый образ жизни» 7 класс 8 класс Навыки сохранения здоровья Не запрет, а предупреждение вредных привычек Причина пристрастий 9 класс Форма, содержание Круглый стол, посвященный трудностям и проблемам воспитания, а также здоровью ребенка Лекторий с родителями, с привлечением мед. работников Беседа врача Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании 39 Перечень основных мероприятий по реализации программы по здоровьесбережению на 2020-2025 годы (старшее звено) 10 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п\п Тема мероприятия Форма Сроки Ответственные 1. «Красота и здоровье» Беседа сентябрь Классный руководитель 2. «В гостях у богини Имидж» 3. «Красота внешняя» Встречи с людьми, чьи октябрь профессии формируют образ красивого человека Исследовательская работа в области здоровьесбережения Беседа о ЗОЖ ноябрь 4. «Я и косметика» Конкурс красоты декабрь Классный руководитель 5. «Мой стиль» Беседа, диспут январь Классный руководитель. 6. «Быть здоровым и красивым» Беседа. Спортивный праздник февраль Классный руководитель. Учителя физкультуры Работа по созданию проекта Классный руководитель. Учителя физкультуры. Классный руководитель. Медработник 40 7. «Привычка свыше нам дана» Беседа март Классный руководитель 8. «Мой образ жизни» Диспут апрель Классные руководители Представление проекта 9. «Здоровье жизни» и выбор Исследовательская работа в области здоровьесбережения образа Конкурс плакатов май 11 класс «Будем здоровы!» (план работы) № п\п Тема мероприятия Форма Сроки Ответственные 1. «Что значит быть красивым» Беседа сентябрь Классный руководитель 2. «В гостях у богини Имиспо» октябрь Классный руководитель. Учителя физкультуры. ноябрь Классный руководитель. Медработник Работа по созданию проекта 3. «Красота внутренняя» внешняя Встречи с людьми, чьи профессии формируют образ красивого человека Исследовательская работа в области здоровьесбережения и Беседа о ЗОЖ 41 4. «Косметика в нашей жизни» 5. декабрь Классный руководитель «Мой стиль, или встречают по Беседа, диспут одёжке…» январь Классный руководитель. 6. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» февраль Классный руководитель. Учителя физкультуры 7. «Привычка свыше нам дана, или Беседа март от чего зависит здоровье человека» «Факты в защиту жизни» Диспут апрель Представление проекта Исследовательская работа в области здоровьесбережения «Похититель рассудка» Конкурс плакатов май 8. 9. 10. Конкурс красоты Спортивный праздник Классный руководитель Классные руководители Классный руководитель «Я выбираю жизнь без вредных Подготовка и защита май Классный руководитель, привычек» проекта участники проекта Родительские собрания по программе здоровьесбережения в средней школе Класс 10 класс Название «Здоровье и выбор образа жизни» 11 класс «Привычка свыше нам дана, или от чего зависит здоровье человека» Форма, содержание Лекторий, посвященный трудностям и проблемам воспитания, а также здоровью ребенка Лекторий с родителями, с привлечением мед. работников 42 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерные темы для разработки учебных проектов по здоровому образу жизни. 1. «Сказка ложь, да в ней намек…» (например, сочинение сказки или формирование минисборника сказок о здоровье, о пользе здорового образа жизни, создание презентаций своей работы). 2. «Народная мудрость гласит…» (поиск пословиц и поговорок о здоровье, спорте, правильном питании). 3. «Не в бровь, а в глаз…» (сочинение или сбор четверостиший, стихов, слоганов о здоровье и ЗОЖ, правильном питании, спорте). 4. «Олимпийские игры в древности. Олимпиада 2012 года в Сочи». 5. «Спартанское воспитание». 6. «Всемирная организация здравоохранения». 7. «Здоровая экология – здоровое человечество». 8. «Задачи о спорте, правильном питании, режиме дня» (математика) 9. «Решение прикладной задачи» (рассчитать длину беговой дорожки, размеры ямы для прыжков, размеры спортивной площадки и т.д.) 10. «Стадион» (разработать проект, начертить схему или изготовить макет). 11. «Мы – то, что мы едим». 12. «Физика в медицине». 13. «Чтобы быть здоровым». 14. «Здоровье – ценность международная». 15. «Спорт и здоровье». 16. «Полезное питание». 17. «Рецепты вкусной и здоровой пищи» (сборник рецептов народных блюд, книжки – малышки). 18. «Витамины круглый год» 19. «О спорт, ты – мир!» (разработка моделей спортивной одежды, исследование в области любимого вида спорта, макеты и зарисовки стадионов, спортивных площадок, рекламные проспекты и видеоролики). 20. «Комнатные цветы. Их влияние на наше здоровье». Список литературы Г. П. Попова «Классные часы 1-2 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2010г. Г. Т. Дьячкова, Е. в. Волкова «Родительские собрания в начальной школе». Разработки. Лекции. Беседы. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г. Т. А. Волжанина и др. «Родительские собрания в начальной школе». Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г. О. в. Павлова «Родительские собрания 4 классс». На пути понимания ребенка. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г. В. Н. Максиочкина «Родительские собрания 1 класс». Проверяй сердцем. Издательство «Учитель». Волгоград 2008 г. Е. В. Менькова «Родительские собрания 1-2 класс». Издательско-торговый дом «Корифей».Волгоград 2005 г. «Классные часы 4 класс» Москва «Вако» 2008 г. И. В. Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы». Издательство «Учитель». Волгоград 2009 г. В. Н. Макимочкина «Родительские собрания 2 класс». Шаги к мудрости. Издательство «Учитель». Волгоград 2007г. Е, В. Езушина «Азбука правильного питания». Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.Издательство «Учитель». Волгоград 2007г. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г. Программа разработана с использованием Интернет – ресурсов и программ: 1. /karla.dagestanschool.ru/сайт МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» Моллатаева Бадырахан Моллатаевна – директор МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» Рабочая программа ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ 5. Программа здоровьесбережения «Здоровье – это жизнь» МКОУ «Карланюртовская СОШ имени А.Д.Шихалиева» 2020-2025 учебные годы 44 45 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)